Услуги

Статьи

Роботизация складской логистики. Когда уровень роботизации процессов склада превысит уровень 90%?

Как структурные сдвиги в экономике отражаются на складской логистике.

Автор: Кирилл Панкратов.

Российская логистика - как транспортная, так и складская - сегодня сталкивается с крайне серьезными вызовами, имеющими далеко идущие последствия для всей экономики страны. С похожими проблемами, и на несколько лет раньше, столкнулись и большинство развитых стран. Но в России в данный момент ситуация сложилась жестче и критичнее, и реагировать на нее придется очень скоро. К важнейшим из упомянутых вызовов относятся:

  1. Стремительно усиливающаяся нехватка рабочих, даже при быстро растущих зарплатах. Она вызвана стечением сразу нескольких обстоятельств:
    1. занятие 1,5 млн. человек на рынке маркетплейсов,
  2. отвлечение множества людей на нужды СВО
  3. и оборонной промышленности,
  4. снижение притока мигрантов из Средней Азии и других стран (новая иммиграционная политика),
  5. приход на работу (на начальных этапах карьеры) малочисленного поколения родившихся в 1990-е и начале 2000-х (демографическая яма 90-х).
  6. Санкции и прекращение поставок ведущих западных и многих азиатских поставщиков оборудования для автоматизации логистики и повышения производительности труда. Именно теперь, когда потребность в автоматизации стала критически важной для России, стало невозможно закупить многие виды оборудования, с которыми российские логисты работали в последние 10–20 лет. Не слишком много надежды и на Китай - некоторые ведущие компании там отказываются от поставок в Россию, если большая часть их экспорта приходится на Запад.
  7. Резкая переориентация грузовых потоков с европейского на азиатское направление - что требует новых больших инвестиций в логистику, особенно в малонаселенных и протяженных по территории регионах Сибири и Дальнего Востока.
  8. Российским бизнесам с большими логистическими расходами необходим решительный поворот в сторону максимальной автоматизации складской логистики (что будет также способствовать повышению транспортной эффективности). Работников с каждым годом будет все труднее находить, и ситуация может приобрести катастрофический характер.
  9. Половинчатые решения, с попытками вставить автоматизацию в отдельные узлы процесса, могут лишь ненадолго отложить проблему, и зачастую окажутся "инородными элементами", увеличивая затраты, но не приводя к сокращению числа сотрудников.
  10. Глубокая автоматизация складского хозяйства в России возможна, даже в условиях санкций и ухода ведущих поставщиков оборудования.
  11. Решение этой задачи заключается в первую очередь не в переходе на "серый импорт" и смену западных поставщиков на китайских (хотя такими шагами тоже не стоит пренебрегать), а в собственной разработке самых важных (но не обязательно самых сложных технологически) элементов роботизированной системы.
  12. В то время, как многие российские логисты в первую очередь обращают внимание на системы штучного подбора товаров (с помощью китайских мобильных роботов, перевозящих контейнеры с товаром по полу), наибольший скачок в производительности и уменьшении числа работников может дать автоматизация коробочных, а не штучных операций. Эти операции почти везде в России сегодня совершаются вручную, и являются тяжелым и малопривлекательным трудом, на который все труднее привлечь сотрудников. Автоматизация этих операций даст огромный эффект в расшивке узких мест складской логистики.
  13. Более полувека назад важнейшую революцию в транспортной логистике произвело появление стандартизированных контейнеров, ставших основной единицей грузового транспорта, и контейнеровозов, перевозящих их. Сегодня основной единицей в логистике ритейла является паллета из коробок. Самые передовые автоматизированные склады сегодня — это фактически фабрики по переработке паллет: на входе - паллеты из одинаковых упаковок, приходящие от производителей товаров, на выходе - паллеты заказов, доставляемые в магазины и состоящие из множества разных коробок.
  14. Автоматизированная сборка паллет (роботами-укладчиками) - очень трудная задача, но именно она позволит резко сократить количество необходимого ручного труда на коробочных складах.
  15. "Паллетик" (на основе опыта ведущих мировых образцов) обладает ноу-хау оптимального планирования и построения сборных паллет (из смешанных товаров). Внедрение подобной технологии позволит роботизированное построение высоких и прочных паллет, максимально использующих объем фур-перевозчиков и готовых к разгрузке непосредственно на полки магазинов (без дополнительной пересортировки).
  16. Существующие в мире ячейки роботизированной паллетизации состоят из множества движущихся частей (помимо самих роботов-укладчиков), очень дорогих и часто ненадежных. Но имеется возможность радикально упростить и удешевить эти ячейки, устранив большинство дополнительных механизмов, а также сделав эти ячейки более эргономичными и облегчив доступ операторам к паллетам для ручной коррекции процесса укладки. Именно по этому пути предлагает пойти "Паллетик".
  17. Современные тенденции в технологиях автоматизированных складов - переход к коробочному хранению товаров на стеллажах (вместо хранения в паллетах), а также использованию мобильных роботов или шаттлов (вместо конвейеров) для перемещения коробок. Эти методы предлагает использовать и "Паллетик". У данного проекта имеется ноу-хау по оптимальной (более дешевой и вместительной по сравнению с существующими системами) структуре стеллажей хранения и эффективному распределению задач и маршрутизации мобильных роботов в 3-мерной многоярусной структуре хранения.
  18. Участники проекта "Паллетик" предлагают новую концепцию автоматизированного коробочного склада, оптимизированную для российских условий, без критической зависимости от импортных комплектующих, и с намного меньшим количеством разнородных механизмов по сравнению с другими автоматизированными системами. Основными чертами такой системы станут:
  19. Депаллетизация и паллетизация (сборка паллет заказов) - обратимая и с использованием одних и тех же роботов-укладчиков. Система может работать 100% на депаллетизацию, 100% на паллетизацию, 50/50 или в любых других пропорциях.
  20. Производительность на единицу площади выше, чем в существующих сегодня системах.
  21. Коробочное хранение с плотностью выше, чем в существующих сегодня системах
  22. Возможность разместить систему в существующих зданиях любой высоты
  23. Модульная структура (с доступностью всего хранения для всех модулей), гибкая геометрия склада, широкий диапазон отношения потоков к емкости хранения.
  24. Интегрированная линия штучного отбора из того же хранения, что и коробочный отбор.

Новое видение от «Паллетик».

Участники проекта "Паллетик" предлагают свое видение ситуации и пути решения этих проблем. Состав участников включает в себя специалистов по стратегии и складской логистике с многолетним и многогранным опытом работы на российском рынке. Один из участников, Кирилл Панкратов, имеет успешный 15-летний опыт на переднем крае автоматизации складской логистики в США, где вместе с компанией "Симботик" он прошел путь от крошечного стартапа до многомиллиардного бизнеса и мирового лидера в роботизированных складских системах. "Симботик" был выбран крупнейшим ритейлером - Волмартом - для автоматизации всех своих распределительных центров в Северной Америке. К. Панкратов внес решающий вклад в ключевые технологические решения, обеспечившие успех "Симботика", и его работа была отмечена около 30 патентами. Этот опыт отражен в его книге "Тугая упаковка, или Бизнес-роман о роботах, алгоритмах и о складе без людей" (Альпина Pro 2024).

Наше видение включает следующие пункты:

Наш прогноз на 3-4 года.

Когда логисты говорят о том, что в настоящее время роботизации складов в РФ не наблюдается и поэтому их будущее не определено, то возникает вопрос к методологии такого прогноза, который носит стратегический характер. Для стратегического прогноза в качестве опорных точек необходимо брать срезы по развитию роботизации с интервалом 10 лет. Прогноз строится минимум по 3-м точкам, мы же возьмём 5 и прогноз станет очевидным. Даты информационных срезов, используемых для прогноза: 1990, 2000, 2010, 2020, 2030 и 2040.

Наша задача: сделать корректный прогноз по формату складской логистики в РФ через 3-5 лет.

Нужно выбрать несколько стран для такого прогнозирования. Начнем с США. Уровень роботизации складов показывает компания «Симботик».

Видео или скрин экрана.

То есть по США прогноз понятен: тотальная роботизация. Напомню о том, что в РФ технологии приходят из США с запозданием примерно в 5-7 лет. На этом можно уже и завершить процесс прогнозирования, но нам же интересны детали…(фраза под вопросом)

Ситуация в Китае.

Китай также, как и США очень активно применяет роботизацию на складах.

Вот что нам сообщают в новостях из Китая.

Обычно на складе площадью около 40 000 квадратных метров работают от 400 до 500 человек, но на новом складе JD.com благодаря автоматизации это число сократилось до пяти. При этом оставшиеся сотрудники даже не заходят на территорию основного помещения, они сидят за пультом и следят за машинами.

https://www.techinsider.ru/technologies/news-447742-zdes-net-lyudey-pervyy-polnostyu-robotizirovannyy-sklad/?ysclid=lyuisj67wf12382149

Экономика роботизированного склада.

Существенный вопрос – при каких параметрах роботизация складов станет намного выгоднее. У Амазона - более 130 млрд. долл. расходы на персонал за 2023 год – есть что оптимизировать. В России масштаб поменьше, но генеральные директора говорят логистам «убирайте людей со склада» с прошлого года.

Логистическая стратегия.

Это были прогнозы. А теперь поговорим о стратегии. Начнем с определений.

Определение стратегии, данное «Ассоциацией специалистов по стратегическому управлению» (www.strategs.ru ):

Стратегия – это качественно определённая обобщенная модель долгосрочных действий организации, которые ей необходимо осуществить для повышения и удержания высокого уровня конкурентоспособности и достижения поставленных конкурентных целей посредством мобилизации, распределения и эффективного использования своих уникальных ресурсов и компетенций.

То есть роботизация операций на складе должна привести к повышению конкурентных преимуществ, и в первую очередь это скорость выполнения заказа. Если говорить о расходах, то это скорее операционная, а не стратегическая эффективность. Но и она, конечно, важна. При роботизации операционные расходы на персонал заменяются строкой амортизации основных средств в отчёте о доходах и расходах, срок окупаемости инвестиций в роботизацию при этом целесообразно определять в 5-7 лет. И, при развитии пяти негативных трендов (см. первую страницу «структурные сдвиги»), экономия на персонале кратно превысит расходы на амортизацию.